Акции Tesla с начала года упали почти на 30%, и инвесторам не хватает ясности, необходимой для того, чтобы сделать ставку на долгосрочное восстановление.
Производитель электромобилей должен опубликовать данные о поставках за первый квартал в начале следующей недели, а быстрое падение оценок за последний месяц предполагает неудовлетворительный отчет. Что еще более важно, в ближайшие месяцы ожидается умеренный спрос на ее автомобили.
«Смета поставок была значительно сокращена, и это действительно подорвало доверие инвесторов к компании. Будет трудно представить результаты первого квартала в положительном ключе, даже если они незначительно превзойдут ожидания», — сказал Николас Колас, соучредитель DataTrek Research. «Оценки часто привязаны к самому слабому звену компании. В случае Tesla это автомобильный бизнес».
Причин унылого падения акций в этом году — падения более чем на 29% по сравнению с ростом индекса S&P 500 на 10% — много. Однако самое большое облако, нависшее над гигантом электромобилей, — это замедление спроса на электромобили, которое происходит как раз на фоне обострения конкуренции со стороны устаревших автопроизводителей и китайских конкурентов.
Первый квартал, который скоро закончится, войдет в тройку худших показателей для акций за всю историю. Производитель электромобилей в этом году стал самым большим процентным падением индекса S&P 500. Акции потеряли все свои доходы с середины мая и потеряли более 350 миллиардов долларов своей рыночной капитализации с момента достижения 52-недельного максимума в июле.
Ожидания низкие. Аналитики быстро снижают свои оценки поставок, выручки и прибыли, в то время как доля бычьих оценок акций упала до самого низкого уровня примерно за три года. Но что еще более важно, энтузиазм в отношении Tesla значительно снизился, поскольку инвесторы обеспокоены отсутствием новых катализаторов, которые могут способствовать росту акций в ближайшем будущем.
Некоторые аналитики понизили оценки только на этой неделе. Виджай Ракеш из Mizuho Securities отметил, что ожидания продаж электромобилей замедляются быстрее, чем ожидалось. По оценкам Ракеша, в 2024 году продажи электромобилей вырастут примерно на 15% по сравнению с прошлым годом, по сравнению с его предыдущими ожиданиями в 25%. А Тони Сакконаги из Sanford C. Bernstein заявил, что по мере того, как ожидания роста снижаются, акции технологических компаний с большой капитализацией выглядят все более дорогими.
«На этих уровнях в акции уже заложено немало пессимизма», — сказала Ивана Делевска, директор по инвестициям SPEAR Invest. «С этого момента, я думаю, это будет двоичный результат», — добавила она, заявив, что компания либо продемонстрирует прогресс в своей технологии беспилотного вождения, либо продолжит торговать на переживающем трудности рынке электромобилей.
В последние недели инвесторы начали платить относительно больше за опционы, защищающие от распродажи. Стоимость опционов «пут» при падении акций на 10% в следующем месяце выросла, что сигнализирует о растущей настороженности по отношению к акциям.
В то же время претензии Tesla на то, чтобы стать крупным игроком в области искусственного интеллекта, также начали выглядеть шаткими. Хотя беспилотные автомобили, которые компания пытается разработать, станут крупным достижением в области искусственного интеллекта, эта проблема остается общеизвестно трудноразрешимой. Эксперты и аналитики не ожидают, что в ближайшее время эта технология станет широко распространенной.
Все это привело на прошлой неделе к так называемой технической перепроданности акций Tesla, сигнализируя о том, что акции упали слишком сильно и слишком быстро.
Если показатели поставок на следующей неделе окажутся значительно лучше, чем сейчас ожидают аналитики, нельзя исключать облегчение роста акций, пусть и временное. Идея состоит в том, что, поскольку в акции уже заложено так много негатива, места для большего может не остаться.
Кроме того, как быстро заметят долгосрочные быки по отношению к Tesla, нынешняя слабость электромобилей может оказаться всего лишь всплеском для компании в ближайшие несколько лет, поскольку распространение этих автомобилей во всем мире начнёт расти на фоне сильного политического давления. Это также помогает поддержать цену акций.
Но даже в этом случае краткосрочные опасения по поводу Tesla и ее основного бизнеса по производству электромобилей будут продолжать преследовать инвесторов, пока не появится четкое представление о траектории продаж электромобилей в этом и следующем году.
«Основное внимание инвесторов в Tesla сейчас будет уделяться объему поставок и валовой прибыли — направление акций будет зависеть от этих цифр относительно ожиданий», — сказал Дэвид Вагнер, портфельный менеджер Aptus Capital Advisors.
«Но на данный момент акции получили импульс, и произошли некоторые неизбирательные продажи, поскольку Tesla была механизмом финансирования для повествования de jour — искусственного интеллекта».