Новые технологии имеют тенденцию застигать врасплох. Например, когда в 1950-х годах появились цветные телевизоры, они казались провалом. Устройства были дорогими, программирование было скудным, и после десятилетия существования на рынке они были в немногих домах. Затем внезапно цены упали, началась рейтинговая война, и всего за несколько лет большинство домохозяйств США наблюдали за этим».Джетсоны» в своей футуристической палитре.
Аналогичный сдвиг в настоящее время происходит с электромобилями, согласно данным Блумберг Грин анализ темпов усыновления по всему миру. К концу прошлого года 31 страна преодолела то, что стало ключевым переломным моментом в сфере электромобилей: когда 5% продаж новых автомобилей являются исключительно электрическими. Этот порог сигнализирует о начале массового внедрения, после чего технологические предпочтения быстро меняются.
Когда мы впервые завершили этот анализ в 2022 году, только 19 стран преодолели переломный момент в 5%. В прошлом году это число резко возросло, поскольку электромобили распространились по четырем континентам. Впервые некоторые из наиболее быстрорастущих рынков были обнаружены в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Траектория, проложенная странами, которые были до них, показывает, как электромобили могут вырасти с 5% до 25% новых автомобилей менее чем за четыре года.
Почему 5% важны?
Новые технологии — от телевизоров до умных часов — следуют S-образной кривой внедрения. Продажи движутся медленными темпами на этапе раннего внедрения, прежде чем попасть в волну массового признания. Переход часто зависит от преодоления первоначальных барьеров, таких как стоимость, отсутствие инфраструктуры и скептицизм потребителей. Переломный момент сигнализирует о сглаживании этих барьеров. Хотя путь каждой страны к 5% протекает по-разному, в последующие годы сроки совпадают.
«Как только произойдет достаточное количество продаж, у вас появится своего рода благотворный цикл», — сказал Кори Кантор, аналитик по электромобилям в BloombergNEF. «Появление большего количества электромобилей означает, что больше людей считают их массовыми, автопроизводители более готовы инвестировать в рынок, а инфраструктура зарядки расширяется по хорошей траектории».
В прошлом году несколько стран блестяще пересекли переломный момент. Таиланд стал пионером электромобилей в Юго-Восточной Азии, преодолев порог в 5% в первом квартале 2023 года, а затем к последнему кварталу его доля в продажах новых автомобилей выросла почти до 13%. Переход был ускорен открытием первого в Таиланде завода по производству электромобилей, принадлежащего китайской компании Great Wall Motor Co.
Похожая история разыгралась в Турции, стране, которая год назад едва ли была на радаре внедрения электромобилей. Турецкая автомобильная компания, известная как Togg, щелкнула выключателем, выпустив свой первый автомобиль с батарейным питанием — T10X — внедорожник, который составляет прямую конкуренцию Tesla Model Y. Продажи электрического Togg задали стремительный темп. Турция преодолела переломный момент в 5% в третьем квартале и к четвертому кварталу стала четвертым по величине рынком электромобилей в Европе.
Хотя этот подход к переломным моментам электромобилей, основанный на доле рынка, показывает, насколько быстро может произойти переход на электромобили, он не исключает ежегодного замедления или неудач из-за сбоев в цепочках поставок, экономических спадов, банкротств и политики. Аналитики BloombergNEF ожидают, что продажи полностью электрических и гибридных автомобилей в этом году вырастут примерно на 22% во всем мире, замедлившись по сравнению с предыдущими несколькими годами, но не меняя кардинально долгосрочные перспективы внедрения электромобилей.
США отстают
Переломный момент в США наступил только в конце 2021 года — относительно поздно для страны с ее экономическим влиянием. Американским водителям требовались электромобили с большим запасом хода, чем предлагались самые ранние модели, а предпочтение США пикапам и большим внедорожникам требовало аккумуляторов большего размера, чем могла выдержать зарождающаяся цепочка поставок.
Спустя два года после того, как США пересекли переломный момент, они продолжают отставать от стран, которые были до них. На полностью электрические автомобили пришлось 8,1% продаж автомобилей в США в прошлом квартале, что намного ниже среднего показателя в 18,1% для 20 стран в той же точке кривой внедрения. Единственной страной с меньшей долей электромобилей за два года была Южная Корея, страна, чья тревожность по дальности пробега соперничает с США.
Ни одной стране до сих пор не потребовалось более трех лет, чтобы перейти от 5% до 15% электромобилей. Это означает, что США и Южная Корея либо отойдут от этой тенденции в 2024 году, либо им потребуется внезапное ускорение продаж, чтобы догнать их.
Хотя приведенный выше анализ относится к автомобилям, работающим только от аккумуляторов, некоторые страны, в первую очередь в Европе, быстрее внедрили подключаемые гибриды. США в основном избегали гибридов, которые имеют меньшие батареи и бензиновый двигатель, но теперь автопроизводители обращаются к ним, чтобы предотвратить дорогостоящую конфронтацию с все более дешевыми электромобилями из Китая.
Поскольку гибриды не требуют такого же уровня инфраструктуры или приверженности потребителей, как полностью электрические автомобили, самый ранний этап внедрения может быть более нестабильным. По данным исследования, устойчивый переломный момент для этой более широкой категории электромобилей не будет достигнут до тех пор, пока 10% новых автомобилей не станут гибридными или полностью электрическими. Блумберг Гринанализ. США едва достигли этой отметки: во второй половине 2023 года их доля рынка составила 9,9%.
Переломный момент для мира
На страны, которые уже прошли переломный момент в сфере электромобилей, приходится две трети мировых продаж автомобилей. Это по-прежнему оставляет за кривой значительную часть мирового населения. Тем не менее, переломный момент может приближаться для Индии, Индонезии и Польши, важных автомобильных рынков, где электромобили находятся на подъеме. В Южной Америке мощный толчок со стороны китайской BYD может дать толчок широкому внедрению, начиная с Бразилии.
Если применить эту концепцию ко всей планете, то переломный момент в 5% электромобилей будет преодолен в 2021 году. В четвертом квартале 2023 года на полностью электрические автомобили приходилось примерно 12% новых автомобилей, проданных во всем мире. Те же силы, которые побудили так много покупателей автомобилей попробовать свою первую электрическую модель — снижение цен на аккумуляторы, увеличение количества зарядных устройств, повышение производительности — продолжают делать электромобили конкурентоспособными на новых рынках.
Методические примечания:
Отслеживание начинается, когда порог переломного момента превышен за один квартал. Однако в дальнейшем может быть исключен мимолетный период более 5%, если он окажется аномальным. Квартальные данные о доле рынка Исландии показывают скользящее среднее значение за 12 месяцев, что позволяет смягчить резкие колебания квартальной отчетности.